8-я танковая бригада(8тп)


8-я танковая бригада была сформирована из оставшихся подразделений 32-й тд. Ее ядром будут командные кадры бывшего 63-го тп. Постановлением ГКО №-671сс от 13 сентября 1941 г. ГАБТУ было обязано закончить формирование бригады к 16 сентября 1941 г. Бригада формировлась по штатам №№ 010/75 - 010/83 и 010/87 от 13 сентября 1941 г. Командиром бригады назначен полковник П.А. Ротмистров.


8-я танковая бригада имела в своем составе 8-й танковый полк, состоявший из двух танковых батальонов и представлявший собой основное ударное ядро бригады под коммандование Егорова А.С., 8-й мотострелковый пулеметный батальон, зенитно-артиллерийский дивизион и четыре отдельные роты (разведки, управления, автотранспорта и ремонтно-восстановительную).


Боевой путь8-й танковой бригады:


23 сентября 1941г.


8-й тп (1-й тб майор Дорожков, 2-й тб Баскаков) ранним утром выгрузился на ст. Валдай. В полку 61 танк, из них 7 КВ, 22 Т-34 и 32 легких Т-40. Командующий фронтом передал 8-ю тбр бригаду в состав 11-й А ген.-лейт. Морозова. Силами вновь прибывших 26-й Златоустовской Краснознаменной сд и 8-й тбр решено нанести упреждающий удар по демянской группировке противника. Танкисты 8 тп будут непосредственно поддерживать пехоту. Удар в направлении села Лужно. Ближайшая задача — овладеть дд. Красея и Черный Ручей, в дальнейшем наступать в направлении с. Лужно.



11 Сентября, 1941г.


24 сентября 1941


Первое боестолкновение 8-й тбр у с. Лужно. В завязавшемся бою экипаж старшины Астахова подбил самоходную установку. Рота КВ ст. лейтенанта Доценко уничтожила 5 немецких танков. На участке 2-го тб капитана И. Д. Баскакова было подбито 3 танка противника, 2 из них сгорели.


«Правда» в номере от 12 января 1942 года писала об этом следующее: «... Еще в сентябре прошлого года бригада Ротмистрова (8т бр) прекрасно зарекомендовала себя активными действиями на одном из участков Северо-Западного фронта. Ей удалось привлечь к своему району действий значительные силы врага, оттянув их с Ленинградского фронта. Таким образом было облегчено положение города Ленина. В тот момент это имело первостепенное значение...»


15 октября 1941г.


Тяжелый бой у с. Медное у частями немецкой 6-й тд. Основные силы 2-го тб действовали на дороге Стренево — Медное. В первом бою уничтожено 6 танков. Вскоре еще одна колонна немецких танков двигаясь полевой дорогой на Стренево создала угрозу прорыва к р. Тверца. В качестве контрмеры Ротмистровым была организована танковая засада юго-восточнее Стренева.


В районе Поддубки, Медное немцы потеряли до 600 солдат и офицеров, 22 танка, 10 бронетранспортеров, 10 орудий, много другой техники и вооружения.


“С 9 октября 1941г. т. Коган участвовал в боях в составе 8 т.п. 8 т. бр. в должности командира роты управления. Полк выполнял задачи по сдерживанию крупных танковых соединений и частей на дальних подступах к Ленинграду под Валдаем. В этих боях получил практически опыт в обеспечении нормальной работы штаба полка в боевых условиях” - из общей справки о боевой деятельности начальника штаба (3 гв. т. Бр.) ныне 178 т.п. гв. Полковника Когана М.И. в период ВОВ. (Северо-Западный Фронт)


17 октября 1941г.


Танки полка, маневрируя вдоль Ленинградского шоссе на участке Никола — Малица — Медное, то соединялись в стальной кулак и устремлялись в короткие контратаки на наступающего противника, то рассредоточивались, чтобы затаиться в засадах и обрушить на него внезапный сокрушительный огонь. Группе танков и мотопехоте немцев удалось прорваться к штабу 8-й тбр в Малице. При отражении нападения немцев пал смертью храбрых начальник штаба майор М. А. Любецкий. Чудом остался жив и командир 8-го тп майор А. В. Егоров. Прямым попаданием снаряда была пробита лобовая броня его командирского танка. Егоров отделался легкой контузией и остался в строю.


На этом направлении немцы не прошли. Но в целом обстановка на участке полка к исходу дня 17 октября была очень тяжелой. Под натиском превосходящих сил врага 8-й тп отходил. В одной из жарких схваток был тяжело ранен командир 2-го тб капитан И. Д. Баскаков, ранены командиры танковых рот старшие лейтенанты С. Г. Доценко (комроты тяжелых танков) и П. В. Недошивин и заместитель по технической части военинженер 3-го ранга Ф. Л. Бялоцкий. По докладу А. В. Егорова, в танковом полку осталось исправными всего 9 танков КВ и Т-34. Потеряна была часть легких боевых машин.


В октябре, прибыв в район Калинина, бригада с ходу вступила в бой с прорвавшимся противником у Горбатого моста. Неожиданное появление советских танков обескуражило противника. Гитлеровское командование, видимо, приняло решение уничтожить 8-ю танковую бригаду. Для этой цели немцы бросили в район Калинина крупные силы авиации и танков. Начался тяжелый кровопролитный бой с превосходящими силами противника. Выделенные на это направление другие соединения и части опаздывали. Бригада в течение двух суток одна сдерживала натиск врага.


Об отваге и стойкости танкистов в те дни неоднократно сообщалось в нашей печати. Вот что, например, писала.«Комсомольская правда» в номере от 24 октября 1941 года: «... Выполняя приказ командования, смело, энергично, инициативно действовали танкисты тов. Ротмистрова. После большого марша они прямо с ходу вступили в бой. Схватка продолжалась недолго. Враг не выдержал удара и откатился назад. Но я после этого немцы пытались выйти к шоссе обходным путем. Однако танкисты остановили противника. В районе шоссейной дороги завязался упорный танковый бой. Стремительным ударом наши танкисты опрокинули врага. На поле боя фашисты оставили более 600 трупов, 15 танков, 10 орудий, несколько минометных батарей...»


Бригада понесла в этих боях потери в личном составе и танках, но свою задачу выполнила и дала возможность командующему войсками Калининского фронта генерал-полковнику И. С. Коневу сосредоточить необходимые силы, чтобы стабилизировать положение. Дело в том, что, хотя Северо-Западный фронт и выделил на калининское направление две стрелковые и две кавалерийские дивизии, прибыли эти соединения только через трое-четверо суток, а до этого под Калинином вела боевые действия с превосходящими силами противника только 8-я танковая бригада и мотоциклетный полк. В этом ее исключительная заслуга, так как если бы бригада пришла хотя бы на сутки позже, то противник, безусловно, занял бы не только Медное, но и Торжок, а это еще более осложнило бы и без того тяжелую обстановку на этом направлении.


Красная звезда» в номере от 13 января 1942 года об этом писала следующее: «8-я танковая бригада, уничтожив 22 немецких машины, 10 орудий, 9 бронеавтомобилей, свыше 600 солдат и офицеров, вышла из боя и скрылась в густом лесу. Так дерутся с врагом ротмистровцы. Фронт знает и любит лучших людей бригады... комиссара Шаталова — спокойного и храброго человека, младшего лейтенанта Брюквина, лейтенантов Астахова и Егорова, старших сержантов Красноперова и Величко, заместителя политрука Вотинцева и многих других...»


В газете «Правда» в номере от 12 января 1942 года сообщалось: «За время боев с 21 сентября по 23 декабря в непрерывных ожесточенных боях 8-я танковая бригада уничтожила свыше десяти тысяч немцев, захватила и уничтожила 161 танк, 452 автомашины, 150 различных орудий дивизионного типа, 140 пулеметов, 190 мотоциклов, 12 000 снарядов, 8 000 мин...»


«Красная звезда»: за 7 октября 1941 года: «Танкисты полковника Ротмистрова беспощадно громят врага. Последовательными ударами они уничтожают его живую силу и технические средства борьбы. Так, за последнюю неделю танкисты уничтожили 32 противотанковых орудия, 30 крупнокалиберных минометов, 51 станковый пулемет, свыше батальона немецкой пехоты, 84 автомашины. Кроме того, разрушено 8 дерево-земляных укреплений и захвачено 10 станковых пулеметов. Немцы пытались атаковать танки с воздуха, но потерпели неудачу. Огнем зенитных установок были сбиты два вражеских самолета. Летчика, сбросившегося на парашюте, танкисты взяли в плен. Остальные самолеты ушли. В части растет число героев, отлично владеющих техникой. Среди них особенно выделяется командир танка лейтенант Дурницкий. В последнем бою он уничтожил две зенитные пушки, один миномет и несколько пехотных групп неприятеля...»


30 ноября 1941


8-я тбр была выведена во второй эшелон 30-й А. Бригаде было приказано сосредоточиться в районе Дмитрова Гора и принимать пополнение. На станцию Вербилки начали поступать маршевые танковые роты и новые танки, в основном Т-34, а также все виды снабжения, в том числе зимнее обмундирование.


“С 10 ноября 1941г. т. Коган участвовал в боях в составе 8 т.п. 8 т. бр. в должности командира роты управления. В боях за Калинин и Торжок, бригада вела тяжелые, но очень успешные, оборонительные бои. Противник, в результате действия бригады понес исключительно большие потери в живой силе и технике, в этих боях т. Коган получил возможность- закрепить свой практический боевой опыт”из общей справки о боевой деятельности начальника штаба (3 гв. т. Бр.) ныне 178 т.п. гв. Полковника Когана М.И. в период ВОВ. (Калининский Фронт).


“С ноября 1941г. по января по январь 1942г. участвовал в боях в составе 8 т.п. 8 т. бр. в должности командира роты управления. Полк вел бои под Ржевом в условиях сильных морозов и снежных заносов. Потеряв в неравных боях всю боевую технику, полк в составе бригады под Ржевом попал в окружение, из которого вышел спустя 2,5 – 3 месяца. В этих боях получил богатый практический опыт в организации работы личного состава такой разновидной роты, как рота управления, которая обеспечила четкую, нормальную работу штаба полка в условиях окружения” -из общей справки о боевой деятельности начальника штаба (3 гв. т. Бр.) ныне 178 т.п. гв. Полковника Когана М.И. в период ВОВ. (Западный Фронт).


Приказом НКО № 7 от 11 января 1942 8-я танковая бригада переформирована в 3-ю гвардейскую танковую бригаду.